Лекции по химической зависимости. Лекция 19. Профилактика срыва при лечении зависимостей. Процесс срыва как причина возврата к употреблению. Фазы развития срыва. Профилактика срыва в процессе лечения алкоголизма и наркомании. Функциональный анализ срыва.
1. Процесс срыва.
Главной причиной возврата к употреблению ПАВ (алкоголя, наркотиков) на средних и длительных сроках трезвости (после того, как прошел абстинентный сидром – похмелье, ломка) является психологическое напряжение, с которым человек кроме как с помощью приема ПАВ, неспособен справиться. Такое напряжение не появляется внезапно, а развивается, накапливается со временем. Развитие (накопление) напряжения до такого, когда с ним, кроме как с помощью приема ПАВ зависимый человек неспособен справиться, называется процессом срыва, а само употребление ПАВ – рецидивом.
То есть сам срыв (употребление ПАВ) – это не внезапный акт, ему предшествует процесс развития срыва (постепенное ухудшение психологического состояния в трезвости).
Имея знания о процессе срыва и навыки его преодоления, этот процесс можно заранее отследить и остановить, избежав таким образом употребления.
Основными причинами развития срыва являются:
а.) стрессовые события, из-за которых может появиться психологическое напряжение;
б.) ПАС (постабстинентный синдром);
в.) отсутствие работы над собой, из-за чего само собой происходит естественное ухудшение психологического состояния.
2. Фазы развития срыва.
Выделяется шесть фаз развития срыва.
1. Нарушение психологической стабильности.
Основные признаки: появление внутреннего напряжения; небольшие ухудшения в мышлении, желаниях, эмоциях, поведении; появление беспокойства о себе и отрицание его факта; появление скрытности; вера в то, что все идет отлично.
2. Развитие внутренних изменений.
Основные признаки: развитие напряжение; избегание близких людей (которые могут заметить изменения во мне); самозащита (оборонительная позиция против обратной связи); вера в то, что никогда не сорвусь; сосредоточение на других, а не на себе; появление чувства одиночества и грусти; трудность в связывании событий друг с другом (видна лишь часть проблемы); компульсивное и импульсивное поведение (непродуманные поступки).
3. Изменения поведения.
Основные признаки: Сильное нежелание заниматься выздоровлением, невозможность рассмотреть жизненные проблемы с разных сторон (сужение кругозора), плохое планирование будущего, скатывание в эмоциональные состояния, из которых сложно выйти.
4. Нарастание личностного кризиса.
Основные признаки: ощущение бесконечного потока непрерывных проблем; ощущения тупика (невозможность найти приемлемое решение проблемы); проблемы с ясностью мышления; проблемы с эмоциональным реагированием (совершаю под действием эмоций поступки, о которых потом жалею); трудности с нравственной ориентаций (определения что хорошо, а что плохо); нарушение режима дня, сна, еды, появление эмоциональных состояний депрессии, вины, стыда, раздражения, или наоборот – эйфории, неадекватной радости и т.д.
5. Потеря личностного контроля
Основные признаки: неспособность контролировать свои мысли, чувства, желания, поведение; ощущения бессилия и беспомощности; отказ от помощи; скрытие своих проблем; прекращение работы по программе выздоровления (безуспешные попытки ее применения в конкретных ситуациях); сознательная ложь; признание потери контроля перед самим собой и безуспешные попытки его вернуть; разрушение системы ценностей; крайняя степень эмоционального напряжения.
6. Деградация
Основные признаки: ощущение безысходности (только три выхода – сойти с ума, покончить жизнь самоубийством, употребление алкоголя) или того, что все абсолютно в порядке; невыносимые чувства депрессии, фрустрации, вины, стыда и т.д. или эмоциональная тупость (ровное отношение к жизненным кризисам), или состояния крайней эйфории; осознанное планирование употребление или неосознанное создание ситуаций, где возможно употребление.
Пример развития срыва: Изменился режим работы, начал больше уставать, при этом не признавался сам себе в этом (1 фаза). Впоследствии усталость усиливалась, замечания близких игнорировал, говорил, что все нормально (2-я фаза). Появилось нежелание ходить на группы и что-то делать по выздоровлению, сильно сократил количество посещений, практически исключил самостоятельную работы, предпринимал усилия упорядочить работу, но ничего не получилось (3-я фаза). На работе как будто захватил поток, трудно прийти в себя, дома появились скандалы, на группы захожу только иногда (4-я фаза). Не могу ничего сделать с напряжением, несмотря на все попытки, дома скандалы стали стабильными, на группу – ничего не помогло (5-я фаза). Полное ощущение тупика, полностью прекратил ходить на группы – не до них, дома отношения разорваны, не вижу выхода (6-я фаза).
3. Способы предотвращения срыва.
Обучение профилактике срыва является одним из важных компонентов в комплексе лечения алкоголизма и наркомании. 6-я фаза (деградация). При появлении признаков этой фазы необходима специальная помощь – консультант по химическим зависимостям, психолог-аддиктолог, нарколог, спонсор, опытный член АА/НА и т.д. Скорее всего понадобится изоляция – реабилитационный центр или другое место, где смогут насильно удержать от приема наркотика, пока психологическое состояние не стабилизируется. Главная цель для этой фазы – удержаться от рецидива.
5-я фаза (потеря личностного контроля). Требуется использование системы поддержки трезвости – посетить собрания АА/НА, терапевтические группы, поговорить с товарищами по выздоровлению, психологом, священником и т.д. Главная цель для этой фазы – стабилизация психологического состояния.
4-я фаза (нарастание личностного кризиса). Требуется анализ ситуаций, вызывающих стресс и выход из них. Главная цель – исключение факторов стресса.
3-я фаза (изменения поведения). Требуется самоанализ – анализ своих вредных стереотипов поведения, желаний, эмоционального реагирования, мышления и их последующее исправление. Главная цель для этой фазы – анализ и коррекция своей реакции (внешней и внутренней) на стресс.
2-я фаза (развитие внутренних изменений). Требуется остановка, планирование отдыха, релаксации и т.д. Главная цель этой фазы – планирование режима отдыха-работы, релаксации и т.д., для того, чтобы минимизировать лишний стресс.
1-я фаза (нарушение психологической стабильности). Обзор программы выздоровления и ее изменение с целью обучения навыкам справляться с подобными ситуациями. Главная цель для этой фазы – планирование активностей выздоровления, которые помогают справиться с подобными стрессорами.
4. Функциональный анализ срыва
Одним из способов работы со срывом является его функциональный анализ – отслеживание опасных ситуаций, мыслей, эмоциональных состояний, желаний, поведения. После отслеживания необходимо произвести их анализ и найти способы коррекции. Делать это можно с помощью таблицы функционального анализа срыва. В это таблицу со столбиками ситуации, мысли, эмоции, желания, поведение следуем внести свои признаки срыва (можно воспользовавшись описание срыва, можно свои личные). Во второй строке следует проанализировать эти признаки. В третьей выработать способы их коррекции.
Пример функционального анализа процесса срыва:
|
Ситуации
|
Мысли
|
Эмоции
|
Желания
|
Поведение
|
Признаки
|
1. Излишняя нагрузка на работе.
2.Тяжелые отношения в семье.
|
1. Мне не хватает сил на группы, нужно сократить.
2. Я могу со всем справиться сам.
|
1. Усталость
2. Тревога
|
1. Прекратить выздоровление
|
1. Пропускаю группы.
|
Анализ (чем опасно)
|
1. Усталость может привести к употреблению.
2.Напряжение опасно
|
1. Группы – моя гарантия трезвости, выпью – не будет ничего.
2. Раньше не очень справлялся, приходилось искать помощь у алкоголя
|
1. Опасное состояние
2. Тоже опасно
|
1. Аналогично желанию начать употребление
|
1. Увеличиваю опасность срыва
|
Коррекция (как исправить)
|
1. Пересмотреть график, убрать ненужные нагрузки.
2. Прорабатывать ситуации с семейным психологом.
|
1. Нужно сократить другие дела, чтобы была возможность ходить на группы.
2. Нужно просить помощь
|
1. Требуется режим отдыха.
2. Следует прорабатывать тревогу
|
1. Моя цель – нормальная трезвая жизнь.
|
1. Пересматриваю план выздоровления (вместе с консультантом).
|
4. Задание для самостоятельной работы:
- Вспомните период, когда вы после некоторого периода воздержания опять возвращались к употреблению. Проанализируйте, как у вас развивался процесс срыва, и что бы вы могли предпринять, имея знания и навыки отслеживания и предотвращения срыва на каждой фазе развития срыва.
- Найдите свои признаки развития срыва и составьте их список. Распланируйте, что вам следует предпринимать при их приближении.
- Какие стрессовые факторы могут вас привести к развитию срыва и как вы можете избежать влияния этих факторов.
Смотрите более актуальные материалы по теме:
|