gototopgototop
Джек Тримпи. "Анонимные Алкоголики: конечно, это – секта!"

Перевод статьи американца Джека Тримпи, заголовок которой столь красноречив, что текст вряд ли нуждается в лишних аннотациях. Сам Тримпи на протяжении многих лет занимался критикой движения АА у себя на родине, которая выражалась не только на словах, но и во вполне реальных делах. Джек Тримпи – автор движения «рационального выздоровления», которое вместе со своей женой Линдой основал в 1996 году. Суть метода – постепенный отказ от употребления спиртного с помощью знаний и навыков, почерпнутых в книгах, видеокассетах, на специальных тренингах и т. д. В этой статье не раскрывается суть системы «рационального выздоровления», она посвящена исключительно критике "Анонимных Алкоголиков", Критика 12-шаговых программ, содержащаяся в работах Джека Тримпи, представляется интересной и заслуживающей внимания.

На протяжении нескольких лет мы с [моей женой] Луиз были весьма агрессивными критиками «Анонимных Алкоголиков» и их группового оздоровительного движения, так как находились в твердой уверенности, что «АА» – это главный фактор массовой зависимости в Америке. Мы знаем, что публичная критика 12-шаговой программы - огромная помощь людям, которые борются с рабской зависимостью от терапевтических групп, и мы так же уверены в том, что терапевтическое групповое движение вредно для американского общества.

Понятно, что благодаря этому мы приобрели репутацию ярых противников «АА». Многие считают Луиз приятной в общении, деликатной женщиной, более сдержанной в нападках на систему борьбы с зависимостями, а меня - ворчливым старым прохиндеем, преследующим свои тайные цели. Не затрагивая личностей, скажем, что мы с ней равным образом посвятили себя деструктивной критике «Анонимных Алкоголиков», созданного ими движения терапевтических групп, а также породившего их бизнеса, огромной индустрии по лечению зависимостей.

Как ни странно, мы до сих пор не заявили публично своей позиции по многим возникающим вопросам. Вместо открытого высказывания, мы избегали слова на букву «с», т.е. - «секта». Нам казалось преждевременно провокационным образом заявить, что «Анонимные Алкоголики» - это самая настоящая секта.

«Анонимные Алкоголики: культ или лечение?»- заголовок книги Чаза Бьюфа[2], в которой прослеживается история, развитие и текущая практика «АА», с точки зрения поставленного вопроса. Бьюф рассматривает 17 критериев, которые обычно используют для определения секты с научной точки зрения, но он изъясняется уклончиво, то есть не говорит ничего, кроме того, что «АА» вовлекает людей в некоторые (но не все) типичные культовые практики. Он делает вывод, что «АА» являются в какой-то мере религиозными, но все же не заслуживают ярлыка «секты».

Научное исследование на тему возможности религиозной идентификации «Анонимных Алкоголиков» - оно и есть лишь научное. В этом и заключается главная слабость книги Бьюфа. Десятилетиями миллионы людей подозревали, верили или знали, что «Анонимные Алкоголики» – религиозная организация. Каждый может увидеть, что это так, хотя целая нация принимает незрело-поверхностную формулировку отказа от этого: «Не религиозная, а только духовная». Однако совсем недавно федеральные суды постановили, что «АА» - открыто религиозная организация»[3]. Они всего лишь взглянули на литературу «АА» с их доктринами, и без колебаний объявили о том, что ясно каждому. Не академики определили, что «АА» - религиозное сообщество, не профессора собираются перенаправить поток общественных средств в сторону от группового лечения зависимостей в более достойные проекты. Не академики уведут нацию от ее печального союза с «АА» и не они будут способствовать разрешению кризиса в нарастании значительно выходящей за рамки групповой зависимости.

Наша официальная позиция такова: «Без сомнения, «АА» - это секта! «АА» – не просто религиозный культ, это радикальный культ, злостный культ, широко распространенный культ и это – опасный культ. «АА», продуцируя социально разлагающую установку, прикинулось благородным, альтруистическим сообществом. Его извращенная философия греха-болезни и спасения верой в некое гетерогенное божество противоречит фундаментальным ценностям свободного общества, но обращена к людям, страдающим пристрастием к веществу, вызывающему одновременно химическую зависимость и ощущение удовольствия. «АА» – раковая опухоль души нации, не вызывающая боли в ее народе, но поедающая основание общества. Жертвами являются члены сообщества, которые благодарны своим поработителям. «АА» создает проблемы, говоря, что оно помогает. Его 12-ти шаговые программы не учат людей, как избавиться от пристрастия, за исключением прекращения употребления вещества, и его постоянные члены любят секту больше, чем новички. Каждый член культового сообщества делится своим лучшим видением мира, исходя из своей проработки шагов, а не результата трезвой жизни в обществе. Секта «АА» просочилась в нашу федеральную и государственную бюрократию и сейчас гнездится в каждом социальном институте, пользуясь приемами, которые засасывают новичков в его пасть. Она расширяется ради себя самой и не способна измениться изнутри. Следовательно, она должна быть разрушена открытым публичным разоблачением и просвещением народа.

Мы с Луиз редко говорим людям, которые нам звонят, что «АА» - секта: они сами говорят нам об этом. Мы смотрим через некое окно в душу Америки - окно, которое доступно немногим. В офисе общенациональной организации, (какой является «Рациональное выздоровление» - прим.ред.) телефон звонит непрерывно, огромное количестве людей целыми днями пытаются дозвониться нам. Похоже, что наша телефонная линия перегружена в 2-3 раза более любой другой, хотя мы и не можем определить, сколько человек пытаются к нам прозвониться в каждый момент. Звонки идут главным образом от читателей журнала моей книги «Рациональное выздоровление»: Новое лечение химической зависимости»[4].

...Ниже приводятся несколько отрывков из разговоров с теми, кто звонит нам из разных мест (разговор идет о посещении абонентами 12-шаговых программ – прим. ред):

«Я чувствовал с самого начала, что в этих людях есть нечто неприятное».

«Они не из этого мира, они ушли из него».

«Я содрогнулся, когда во время одной из встреч «АА» они буквально «опустили» одного парня, спорившего против концепции собственного бессилия».

«Когда они говорили, что моя семья тоже больна, я чувствовал, что здесь что-то не так».

«Когда они начинали свою песню о нечто, что являлось Высшей Силой надо мной, во мне росло чувство протеста, как если бы речь шла о чем-то очень важном в моей душе».

«После того, как я перестал посещать эти встречи, никто из тех, кого я знал прежде по группам, не захотел больше иметь дело со мной, хотя я уже не пил».

«Мой брат бросил пить, посещая «АА», но он стал таким странным... Я почти не узнавала его и чуть ли не скучала о том, каким он был тогда, когда пил. По крайней мере, он был искренним, и мог говорить обо всем, что только не касалось его самого».

«Наш сын ходил к специалисту по лечению наркозависимости, и теперь он заявляет, что мы - бесчеловечные нарушители прав ребенка».

«Я говорила своему мужу, что эти встречи ему никак не помогают, что теперь он называет свои попойки «рецидивами» и все меньше чувствует себя виноватым после них. Он все больше и чаще соглашается, с тем, что он пьющий, но говорит, что «рецидивы» - это нормальный этап процесса выздоровления. Хотя, когда он идет на собрание после очередного «рецидива», он чувствует себя пристыженным и подавленным».

«Через год после того, как я бросил пить, моя жена пришла в Ал-Анон[5] с подругой. Теперь она отказывается общаться со мной, до тех пор, пока я не начну ходить в «АА».

«Консультанты в реабилитационном центре были малообразованны и действовали как роботы, повторяя заученные слова».

«Я слышал, как один человек говорил: «Я каждый день молюсь Богу, чтобы у меня не возникло идеи, будто я могу управлять своей собственной жизнью». От этих слов мне стало плохо, но я не находил в себе сил покинуть группу».

Эти комментарии, а иногда - длинные истории, которые они нам рассказывают, убеждают на конкретных примерах, что «Анонимные Алкоголики» - это секта. Сообщество «АА» распространяет вокруг себя сектантский дух. Оно выглядит как секта, действует как секта и звучит как секта. Это - секта, выросшая из того же корня, что и другое радикальное религиозное движение – «Оксфордская группа»[6] и мгновенно отпочковавшаяся в самостоятельное образование. Ее члены обосновались в темных нишах общества: тюрьмах, больницах, трущобах, чтобы объявить пьяниц больными, неспособными прекратить пьянство или злоупотребление другими химическими веществами Они изобрели покладистую «Высшую Силу», удобное алкогольное «божество», санкционирующее их на нелегкий путь по шаткой планке познавания трезвости, направляющее их на этом пути. Они постоянно нацелены на поиск новых членов, чтобы оправдать собственную привязанность к секте.

«АА» не секта, потому что не соответствует некоторым критериям, придуманными академической наукой, но это – секта, потому что выглядит таковой. Ученые в области социальных и поведенческих наук не так часто делают новые открытия, обычно они используют уже открытое, подсчитывая, описывая, сопоставляя, и анализируя открытия, сделанные простыми людьми. Они, как правило, очень мало знают о тех реальных явлениях, о которых высказываются, каждый раз делая ставку на неосведомленности уважаемых коллег. «АА» процветают за счет людской робости: людям неловко сказать о том, что они видят на самом деле – вспомните сказку «Новое платье короля». Следовательно, настало время назвать «АА» сектой и подождать, пока ученые это поймут.

Чтобы им помочь, я использую семнадцать научных критериев секты, выделенных Бьюфом, и сделаю прямое и ясное заключение, основанное на моем ежедневном опыте работы в национальном офисе «Рационального выздоровления».


1. Религиозная ориентация, вера в сверхъестественное.

Как предсказано в «Малой Книге» (моя книга 1980 г.)[7], федеральные суды теперь относятся к литературе, содержащей учение «АА», а также к «шагам» как таковым, как к «вещественному доказательству №1», показывающим, что движение «АА» - «откровенно религиозно». «АА» - интенсивно религиозное сообщество; в какой еще религии требуют по 90 встреч в течение 90 дней? Что здесь за срочность?

«Большая Книга»[8] рассматривается внутри 12-ти шагового культа как данный свыше, священный текст. Любые возникающие споры разрешаются цитированием из нее того или иного пассажа. Всестороннее и продолжающееся исследование Гаэтано Соломона в журнале «Рациональное выздоровление» открывает чисто религиозную идентичность и корни «АА». Одним из уникальных трудов является его сравнение поверхностной и глубинной структур 12-ти шаговой религиозной конверсионной программы (то, что ты видишь, и то, что ты получаешь на самом деле).

Расколы в семьях, берущие начало в членстве в «АА», как и конфликты на религиозной почве часто разрывают семейные узы. По крайней мере, одна методистская церковь выступила против «тех людей, которые проводят встречи в подвалах», против того, чтобы проводить воскресные службы с плюшевом медвежонком над алтарем – там, где был образ Христа. Церковь Спокойствия[9], как они называют сами себя, отправляет культ, используя специальную, Библию, написанную специально для алкоголиков.

[Одна позвонившая нам женщина]... взволнованная, не желая никогда более возвращаться в «АА», вот что рассказала о группе: «Теперь я понимаю, почему я всегда испытывала дискомфорт на встречах. Они говорят: программа «шагов» не религиозна, но духовна, а сами при этом не признают ценности каких бы то ни было религиозных обрядов.

Они заявляют, что уважают все религии, но уверены в том, что нет такой религии, которая помогала бы решать проблемы зависимости от алкоголя или наркотиков. На мой взгляд, это означает, что «АА» ставят свое понимание выше христианского, когда диагностируют у всей семьи «болезнь» зависимости. Они определили всю мою семью как семью созависимых или потворствующих, которые должны заниматься планом своего спасения, как если бы они вдруг заболели. Это меня расстраивало, но я продолжала посещать встречи и постепенно членство в группе вытеснило мою связь с церковью. Хотя они и утверждают, что нет конфликта между церковью и программой, в действительности, невозможно поддерживать и то, и другое. В «АА» я научилась относиться к Богу не так, как учат в моей церкви. После посещения 12-ти шаговых собраний, я стала на богослужении в моей церкви духовно отделяться от всех, потому что в моем представлении Иисус Христос в церкви коренным образом отличается от той «Высшей Силы», которой я поклонялась, по существу, на собраниях групп. Я не могла выражать эту проблему ни на встречах «АА», ни в церкви, но теперь «Рациональное выздоровление» воссоединило меня с моей религией, показав, что пьянство не болезнь, это грех...».


2. Иррациональность, ригидность (неизменяемость), антиинтеллектуальность.

Согласно адептам «АА», учение «АА» всегда правильно, в том виде, в каком оно было написано. Никто не может говорить о непоследовательности учения «АА», и групповое взаимодействие строится таким образом, чтобы охранять его от критики. «Ваши лучшие мысли взяты отсюда», «Нет такого настолько глупого человека, который бы не понял программу, просто многие слишком умничают», «Ждите чуда».


3. Харизматический лидер.

Мало кто станет оспаривать факт, что [второй основатель «АА»] Билл У.[10] стал почитаемым в народе «святым», кумиром, боготворимым в 12-ти шаговом сообществе. Его дом превратился в место паломничества, а его личные вещи - в священные предметы. Некоторые его считали реинкарнацией Христа, ведущим мир в Эру Трезвости, тысячелетнее царство сравнимое с Царствием Божиим, о котором говорится в Библии. «Пожизненные» члены «АА» прослеживают свою родословную, ведущую к Биллу В. через генеалогию своих поручителей, и в дискуссиях с гордостью заявляют: «Билл В. был великим спонсором моего спонсора». Коренные члены «АА» относят себя к «доверенным служителям» вопреки утверждениям, что у «АА» нет лидеров. Такой ярлык прибавляет имиджу таких личностей огромный моральный авторитет, так как они фактически представляют генеалогию «АА», идущую к Биллу В. и в конечном итоге к «любящему богу» «АА», которому они «послушно служат».


4. Иерархическая авторитарная структура.

Несмотря на то, что постороннему наблюдателю «АА» представляется некоммерческой корпорацией независимых наставников, и сообщества составляются из равных групповых ячеек, помимо этого существует другой более высокий уровень организации. Его члены, защищаясь анонимностью и выставляя себя в качестве экспертов, знающих проблемы зависимостей, проникают в федеральный и государственный бюрократический аппарат, где манипулируют социальной политикой и финансовыми структурами, воздействуя на систему социального обслуживания Америки. Сотни некоммерческих организаций ставят своей единственной целью насаждение пропаганды на тему болезни-лечения и создание сети сообществ для поддержки на высшем уровне 12-ти шаговых программ, описанных в литературе, посвященной учению «АА». В настоящее время, когда в распоряжении американской социальной системы, включая суды и тюрьмы, находятся профессиональные исправительные и лицензионные учреждения, социальные и медицинские благотворительные программы, система здравоохранения военнослужащих, «АА» можно рассматривать как мощную иерархию профессиональных сотрудников, которые находятся на ответственных должностях в обществе. «АА» – это секта, которая проникла в бюрократию, что я и называю «сектократией», из-за отсутствия другого термина, описывающей эту аномалию. Средства на финансирование этой сектократии создаются не путем добровольных пожертвований благодарных алкоголиков, но изымаются у каждого налогоплательщика в результате насильственного изменения государственных налоговых законов. Сектократия расширяет ряды своих членов, используя авторитетность социальных организаций, чтобы втиснуть незащищенных людей в свои группы, где они подвергаются внушению в определенных условиях, и что могло бы заинтересовать организацию «Международная Амнистия»[11]. Наказанием для тех, кто сопротивляется участию в «АА», может быть тюремное заключение, смерть от отсутствия донорских органов для трансплантации, тюремное заключение вместо условного или досрочного освобождения, потеря социального обеспечения и льгот здравоохранения, потеря родительских прав вместо суда по семейным делам, потеря средств к существованию при инвалидности вместо профессиональных программ, и потеря работы вместо программ помощи в трудоустройстве.

Давно не секрет, что люди, которые получают при тестировании высокий балл по авторитаризму, относятся с наибольшей строгостью к исполнению 12-ти шаговой программы и более склонны становиться посвященными, долговременными ее членами. Система наставничества делает возможным расслоение внутри групп, принижение и удовлетворение жажды власти и контроля над другими людьми.

Кроме того, члены «АА» достигают своего статуса и доверия окружающих, основываясь на времени, прошедшем после последней выпивки, поэтому некто с пятью годами трезвости должен чувствовать превосходство над тем, кто трезв десять дней. Результатом является ядро группы - «истинных приверженцев», личности которых составляют одно целое с «АА».


5. Подавление индивидуальности «Волей бога».

Прекратить пить недостаточно, чтобы удовлетворить требования 12-ти шаговой программы. Нужно принять бога «АА», «Высшую Силу» в качестве своего личного спасителя. В основании почти всех культов лежит контроль бога. Джим Джонс[12], Давид Кореш[13] и «Врата Рая»[14] имеют общую черту для всех сектантов черту - они выбрали понравившееся им из легитимных религиозных систем и отбросили все остальное.

Обычно секты – это религиозные сообщества, трактующие слово «бог» каким-либо особенным образом, всегда разрушающим критическое мышление и заставляющим их членов постепенно становиться все более покорными «воле божьей»...


6. Догматизм, исключительное право на истину в последней инстанции.

Чтение основополагающего документа «АА» - «Большой Книги» раскроет тот факт, что «АА», вне всякого сомнения, несмотря на некоторые дипломатические увертки, декларирует свое обладание истиной в последней инстанции. Все, кто пытался выступить против доктрины «АА» во время собраний, быстро выясняли, что они неправы, и что «шаги» абсолютно верны, а поддержка оппозиционных убеждений равносильна смертному приговору. [Один человек] позвонил и рассказал: «Как только я объявил в группе, что читал новую книгу «Рациональное выздоровление», они стали сторониться меня, словно я был зачумленный. Это было так, как если бы я предал всех присутствующих или внес семена раздора».


7. Сепаратизм

Ни одна секта так не преуспел в наделении своих членов отличительными особенностями, как «АА». Даже секта «Врата Рая», требовавшая ношения униформы и кастрации, не смогла заручиться достаточную поддержку ученой общественности, чтобы защитить странную концепцию НЛО-спасителя, спрятанного в хвосте кометы Хейл-Боппа. «АА» высказал гипотезу о существовании священной болезни и нашел мощнейшую поддержку. Ти и До, лидеры «Врат», не получили от официальных религий поддержки своих представлений о спасении и рае. Когда 39 членов секты добровольно убили себя, как и предписывала доктрина, их не рассматривали в качестве жертв гипотетической болезни, но, в большей степени, отнесли к жертвам опасного культа.

Не надо слишком напрягать воображение, чтобы представить секту типа «Врат рая», только более высокоразвитую и организованную, в которой значительное число ученых медиков и психологов становятся посвященными членами...


8. Исключительность (единственный путь ко спасению).

В "писаниях" АА нет прямых упоминаний о загробной жизни, зато имеются рассуждения о высшем состоянии бытия, наподобие рая или нирваны – спокойствии. Спокойствие достигается старательной проработкой шагов, которая ведет к духовному пробуждению, невыразимо прекрасному, вдохновенному опыту религиозного преображения.

Спокойствие – это состояние личного спасения верой, оно есть высочайший уровень достижения в пошаговом мирке.

От спокойствия идет все доброе: добрые дела, добрые чувства, да и вообще добродетель как таковая. Словом, спокойствие священно; оно возвышается над религиозным опытом традиционных иерархических религий. Общая установка сообщества "Анонимных алкоголиков" по отношению к традиционным религиям есть снобистская сдержанность, еще раз отражающая глубокие, неотъемлемые противоречия, которыми пронизано АА.


9. Самопогруженность (главной является секта как таковая).

Свод практических знаний и рекомендаций АА наполнен всевозможными запретительными нормами, исполняя которые человек сможет посвятить всю свою жизнь проявлениях исключительно секте. Никто не способен воздерживаться от спиртного или избавиться от отчаяния самостоятельно, единственный благодетель – это АА или бог, а единственно правильное отношение – это благодарность. Книга "Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций"[2] формулирует Первую традицию так: "Наше общее благополучие должно стоять на первом месте". АА преподносит себя как нечто, жизненно необходимое: "…без АА мы все погибнем". Какая бы то ни было критика программы или организации АА считается ересью, опасной для жизни членов АА всегда и везде, и ее нужно пресекать лозунгами или предостережениями. Членами АА становятся навечно, прорабатывая шаги самостоятельно и посещая [собрания] как некие слагаемые методичного духовного роста. 12-ти шаговые встречи сфокусированы на философских рассуждениях невысокого уровня, а в книжные магазины поступает неиссякаемый поток все новых и новых книг по излечению с помощью 12 шагов, многие из которых опубликованы Центром Хейзелден[3].


10. Экономическая эксплуатация.

Представляется весьма вероятным, что АА подорвало экономические основы большего числа семей, чем сам алкоголизм. Между терапевтическими группами и лечебными центрами существует неразрывная связь: непрерывный двусторонний поток клиентов обеспечивает материальную поддержку тем и другим, а в итоге в предъявляемых счетах встречаются астрономические для любой семьи суммы. Существуют данные о том, что для оплаты очередного лечения в центрах некоторые хронически срывающиеся пациенты были вынуждены брать кредиты и закладывать недвижимость. Если бы помощь была эффективной, в счетах не набегало бы столь огромных сумм, однако, в лечебных центрах весьма четко осознают, что всего 5% из тех, кто проходит все необходимые процедуры, сохранят трезвость надолго. В индустрии лечения зависимостей лучший бизнес – это повторяющийся бизнес, хотя большинство лечебных центров и утверждает, что их "коэффициент успеха" составляет 60-70%.

АА само установило рекомендуемую сумму, которую члены общества могут вносить на собраниях (в 1990 она составляла не более 500 долларов в год), но атмосфера встреч делает процедуру сбора взносов похожей на погашение долгов по закладной. Только в одном из многочисленных территориальных округов АА сумма, перечисленная в АА за 1989 год, потянула на 11 миллионов долларов.

Экономическая эксплуатация отрицается утверждением типа: "В АА никто не зарабатывает ни цента". Не совсем так.


11. Собственничество (идут на все, лишь бы удержать своих членов).

Известный борец за свободу мысли и действий телеведущий Джин Бёрнс, заметил как-то: "АА проявляет собственнический инстинкт в отношении любого человека, который слишком много пьет". Спустя некоторое время, мы обнаружили, что почти ежедневно слышим от людей: "В итоге я покинул группу, потому что они возомнили, будто я их собственность", "Они продолжали звонить в промежутках между встречами и говорить мне, что я могу сойти с ума или умереть, если перестану посещать собрания", "Из-за пропущенных собраний я чувствовал себя на встречах, будто нашкодивший ребенок". Один человек, подавленный, напуганный, но явно трезвый, говорил: "Мне необходима помощь. Они идут за мной". Предположив, что кем-то была вызвана полиция или скорая помощь, Луиз спросила: "Вы угрожали сами себе или кому-то другому?". Он сказал: "Нет, они ищут меня. Я нахожусь в доме у сестры, а они позвонили и сюда, и это уже явно чересчур". Луиз спросила: "Да кто "они?". Человек ответил: "Люди из АА. Они не желают оставить меня в покое. Они уже едут сюда". Луиз посоветовала абоненту прогнать их, но тот ответил сказал: "Бесполезно. Я не смогу им перечить, когда они окажутся здесь" – и бросил трубку.

Нам звонят многие люди, которые долгие годы находятся в устойчивом состоянии трезвости, но от них до сих пор требуют посещения лечебных программ. Это касается профессионального лицензирования, установления опеки над детьми и людей, привлеченных к ответственности за вождение в нетрезвом состоянии.

Обычным делом для тех, кто прекратил ходить в группу, становятся подобные звонки от членов АА,: "Не видел тебя уже столько-то времени. Ты в порядке?" Это – не проявление заботы или дружеского участия, а всего лишь манипуляция, цель которой – вернуть людей на собрания. Когда "прогульщики" ясно дают понять, что больше не вернутся в АА, нет никакой вероятности, что член группы будет продолжать общение или звонить по каким-либо другим поводам.


12. Использование методик контроля сознания. Запугивание.

В то время как в некоторых сектах тем, кто их покидает, вслед посылаются проклятия и предвещания божьего или кармического наказания, АА обещает отщепенцам ад на земле, в виде либо неизбежного пьянства, либо болезни, которую они имунеют "сухим пьянством". Концепция "сухого пьянства" – одна из наиболее зловещих мошеннических уловок, когда-либо изобретенных для удержания в секте заблудших членов. С глубоким знанием того, насколько плохо зависимые люди представляют возможность получения удовольствия от жизни без употребления химических веществ, а также пониманием неутолимого желания продолжать пить или употреблять наркотики, новичкам рассказывается о том, что простой отказ от выпивки или употребления наркотиков не имеет смысла, поскольку зависимый человек не умеет быть счастливым, не умеет справляться с обычными жизненными стрессами, и в конце концов, он попросту пропадет в результате продолжительных страданий и непомерного напряжения сил.

Методика АА давно снискала себе репутацию "лозунготерапии"; впрочем, все секты использует повторяющиеся фразы для внушения собственных теорий. Как и в прочих сектах, все лозунги и девизы АА – это искажение истины или банальность, за которой скрывается равнодушие. В организации встреч двустороннее общение запрещено; кто-то один имеет право "поделиться " чем-то с группой, при этом комментарии либо минимальны, либо вовсе отсутствуют. Одобрение или неодобрение выражается при помощи колких шуточек, либо невербально – жестами и т.д.

Фактически, все новички страдают похожими функциональными расстройствами: амбивалентностью[4] с частым изменением намерений, что делает их легкой добычей для испытанных ветеранов, которые умеют предсказывать ход мыслей зависимых. Вместо того чтобы помочь людям избавиться от зависимости, познакомив их с простыми истинами, которые должны знать все, они используют слабости новичков для вовлечения в секту. Каждый трезвый анонимный алкоголик очень хорошо знает о том, что употребление алкоголя или наркотиков есть дело свободного выбора, а самоизлечение – не только возможное, но и весьма типичное явление. Воздействуя на чувство вины и преданности группе, они повторяют официальную догму о том, что АА – спасательная шлюпка для всех зависимых, и покинуть ее смерти подобно.

АА доходит до того, что в каждой группе настаивают: "Вашей Высшей Силой может стать все, что угодно: чайная чашка, дверная ручка, камень". В этом пылу исчезает какое бы то ни было уважение к здравому смыслу и свободному самоопределению человека – в угоду собственной логике, рассматривающей все с точки зрения логики абсолютного контроля над сознанием. Они говорят: "Сначала вы приходите, потому что вы должны приходить, а потом – потому что вам нравится приходить".

Ни одна из упомянутых выше сект не достигала такой изощренности в применении способов контроля сознания: сторонний наблюдатель или не замечает, или не предполагает грубого вмешательства. Достигается это чаще всего следующими способами:

А. Зависимый человек называется больным, недееспособным, не понимающим очевидных вещей, заслуживающим применения к нему самых радикальных методов и насильственного подчинения, то есть унижения. Приверженцы АА будут воспринимать эти, по сути своей, оскорбления как нечто необходимое и вполне уместное в данных обстоятельствах – вроде хирургической операции.

Б. Игра на доверии. Использование людей и понятий, внушающих авторитет: врачи, психологи, профессиональные ассоциации и т.д. для проталкивания 12-ти шаговой программы. Раз у них есть государственные лицензии, значит, они действительно знают, что делают, и если они говорят, что это правильно, значит, это правильно.

В. Ложь. Мощное отрицание реального положение вещей – например, когда говорится, что "АА не предоставляет своего имени никаким посторонним организациям", в то время как практически все лечебные программы управляются профессиональными "анонимщиками", которые успешно внедряют там 12-ти шаговую методу. Использование СМИ для постоянного повтора бессмысленных словосочетаний типа: "болезни зависимости", "работа исцеления", "не пить только сегодня", "выздоровление – это процесс", "на пути к выздоровлению", "выздоравливающий", "отрицающий", "лечение зависимости" и т.д., что вызывает у общественности привыкание и предохраняет ее от справедливого возмущения истинным содержанием избавления от зависимости в американском стиле.

Г. "Шаготреп" – то есть объяснения, которое дадут вам инструкторы, когда вы станете интересоваться их странными верованиями и подозрительными занятиями: "АА не религиозное движение, а духовное", "Никто не может делать бизнес на АА. Мы – содружество заинтересованных лиц, существующее всецело за счет собственных пожертвований", "Возьмите то, что вам нравится, и отбросьте остальное". А "12 шагов", от которых, якобы, зависит выживание членов, – это "только советы".

Д. Критика, несогласие и здравый анализ расцениваются как патология. Программа есть божественно вдохновленное произведение, а посему не может быть подвергнута критике. Личности, отрицающие культовую доктрину, подвергаются остракизму, дисциплинарным взысканиям, рассматриваются как больные, психически нездоровые, беспомощные, запойные, органически не способные к нормальному образу жизни и вообще обреченные. Критики АА – всегда злобные, беспомощные, параноидальные, больные личности. Скептикам и всем прочим, кто пытается поверить учение АА логикой, даются советы типа: "Вынь затычки из ушей и засунь их себе в рот".


13. Закрытая, непроницаемая среда.

Мы ежедневно слышим рассказы людей об их пребывании в лечебных центрах, где их лишали любого чтения за исключением АА-литературы, общения с семьей или друзьями, возможностью пользоваться телефоном. Если речь идет не о закрытом лечебном учреждении, пациентам угрожают полной (без скидок) оплатой счетов в случае, если те покинут больничные стены: страховка не распространяется на счета пациентов, нарушивших режим. Более того, сопротивление лечению фиксируется в истории болезни, если кто-то выписывается раньше времени. Эти записи являются доказательствами для дальнейшего предъявления в суде или перед правлением профессиональных организаций. От членов семей требуют войти в программу помощи созависимым в качестве условия оплаты услуг.

"90 встреч за 90 дней" – эдакий промышленный стандарт, который делает секту замкнутой средой, позволяющей тратить крайне ограниченное время на все, кроме участия в ее собраниях. Хотя пациенты могут спать и есть дома, эффект ежедневного присутствия в секте выражается в виде социальной дезориентации вплоть до того, что люди дома чувствуют себя как на собраниях. Если эта нелепая принудиловка не является следствием судебного предписания[5], то в качестве исполнителей вытспуают члены группы оно подкрепляется группой (постоянных членов, работающих посменно, разумеется), которая постоянно напоминает людям, что если они откажутся от посещений собраний, то им грозит саморазрушение.


14. Методики вовлечения с помощью обмана (обман, притворство).

Основная ложь, исходящая от АА, заключается в том, что они представляются организацией, посвятившей себя помощи людям в преодолении химической зависимости. Но АА печется не о выздоровлении людей – АА занято собой. Первая Традиция, которая ставит ценности общего благополучия группы над всеми ее зависимыми членами – это красный флажок, тщательно защищающий секту от общественного наблюдения. "Шаги" сами по себе вводят в заблуждение новичка, представляясь ему выражением некоего противодействия деградации, свойственной зависимым людям. Самое опасное то, что "шаги" не содержат даже и намека на то, чтобы научить человека бросить пить и научиться воздерживаться. Они лишь дают инструкции, как перестать пытаться бросить пить и переложить ответственность за это на секту и ее придворное божество – некую Высшую Силу, как кто-то ее понимает. Эта аморфная высшая Сила, хоть и именуется богом – существо совершенно уникальное, нигде кроме АА не встречающееся, поскольку имеет свойство превращаться в некое "алкогольное божество", дух, вселяющийся в человека и контролирующего его волю. "Иногда человек не в силах противостоять желанию выпить,- объясняют они, – но ваша Высшая Сила будет защищать вас. Отпустите ситуацию и доверьтесь". Подавление воли "алкогольным божеством "является основным показателем хорошей работы программы, а также антитезой свободной воле, самоопределению, силе воли – то, есть "отрицанию".

Поскольку члены группы объединились вместе именно потому, что в течение долгого времени находились в плену удовольствий, периодические срывы фактически являются нормой, хотя на словах и утверждают, что нормой является полная трезвость. Запои после будут называться "рецидивами", "пробуксовками" или просто "болезнью роста". Этот лживый сговор вводит членов АА в соблазн: они продолжают делать то, что хотят, то есть выпивать, на словах демонстрируя полную преданность идее трезвости. По существу, АА – это еще один наркотический культ, в распоряжении которого имеются некоторые вещества для "осквернения святынь", которые, в конечном итоге, оказываются необходимыми для очищения души. Явно, речь идет не об организации, посвятившей себя обучению людей способам выхода из химической зависимости.

Иногда для ничего не подозревающих и оттого особенно уязвимых пьяниц проводится вечеринка-сюрприз, под названием "лечебная интервенция". Эмоциональная осада под командованием профессиональных членов АА планируется заблаговременно, с приглашением значимых для субъекта лиц, включая родственников, старых друзей, соседей, членов семьи, начальников с настоящего и предыдущего мест работы, и кого-то еще, кто мог бы максимально способствовать запланированному унижению субъекта "интервенции". Каждому из участников сообщается, что тот болен ужасной болезнью – алкоголизмом и находится в состоянии отрицания болезни, преодолеть которое может только жесткая любовь и вызов в нем чувство стыда. Они проводят репетиции, каждый выискивает примеры неприличного поведения и морального падения субъекта. Нередко сразу после встречи к входу подкатывает автомобиль организатора действа (он, как правило, работает в ближайшем лечебном центре), и всхлипывающего субъекта сопровождают в экипаж, чтобы доставить куда следует. Мы не знаем ни одного человека, которому помогла бы эта жестокая и бесцеремонная практика, включая и тех, кто потом со стеклянными глазами произносит потом заученные слова благодарности за "интервенцию".

Нам звонит немало людей, которых в лечебных центрах неправильно информировали относительно сущности предоставляемых услуг. Большинство людей, имевших в прошлом был неприятный опыт общения с "Анонимными алкоголиками" специально просит, чтобы их больше не направляли туда, и заявляют, что не пойдут лечиться, если они (АА) здесь всем заправляют… Персонал, работающий на приеме (всегда члены АА) беззастенчиво лжет, обещая, что никаких АА здесь не будет. Чуть позже пациенту объяснят, что "Анонимные алкоголики" не предоставляют своего названия никаким организациям, но единственная вещь, которая работает в случаях зависимости – это программа 12-ти шагов…. Бесконечное извращение истины, начинающееся с лживого "духовное, а не религиозное", есть путь постоянного предательства собственной личности, кульминацией которого является полная утрата способности критически мыслить и капитуляция перед сектой.


15. Манипуляция с использованием чувства вины.

"Интервенция" – это наглядный пример применения "Анонимными алкоголиками" сектантских эмоционально жестких мер, чтобы заполучить новобранцев, но и каждое собрание АА – пример манипуляции с чувством вины человека. От большинства беглецов из АА мы слышим рассказы об огромном чувстве вины, возникающем на встречах, особенно во время проработки шагов, включающих морализирование и призывы к совершенствованию. Есть одна тревожная закономерность:… люди, которые провели много тяжелых лет и даже десятилетий в круговращении рецидивов и воздержаний,…. не хотят как бы то ни было критиковать АА и даже признаться в том, что они были одурачены 12-ти шаговым учением. "Раз они кому-то помогают, не стоит их ругать. Есть разные пути к выздоровлению…".

Много лет назад мы описали эту патологическую защиту и включили ее в список признаков групповых расстройств в терапевтическом движении, ведь она не так уж и отличается от классической беспечной готовности сектантов принести себя в жертву.


16. Эсхатологизм[6]. (Ожидание скорого конца света).

Сегодня в АА есть фракция, которая верит в то, что Билл У. был воплотившимся Христом, что настоящий Иисус был… автором 12-ти шагов, что Тайная Вечеря была первым собранием АА, что ветхозаветные пророки предсказали возвышение АА в наше время в качестве главной мировой религии, и что Эра Трезвости – это на самом деле то самое Царство Божие на земле, которое те предсказывали, а начало его придется на 2000 год. Книга "История Выздоровления от Марка" Уильяма Меллона подгоняет АА под христианство путем лингвистических ухищрений и перетолкования Библии, выдавая шокирующие утверждения о Христе и природе спасения. По утверждению Меллона, в Галилее существовало изрядное количество 12-ти шаговых групп, основанных еще Иисусом… Согласны, это гнусно и оскорбительно, но нет бизнеса, который мог бы соперничать в гнусности с сектантским бизнесом.


17. Насилие и притеснение.

Если в понятие насилия включать и насилие интеллектуальное, то все секты насильственны, а "Анонимные алкоголики" превосходят большинство из них. Все эти игры с понятием "отрицание", когда любая попытка самоопределения объявляется симптомом заболевания, наносят новичкам, если можно так выразиться, "удары под коленки", выбивающие у них из-под ног почву, а идеале – делающим их интеллектуальными инвалидами на всю оставшуюся жизнь. Интервенции – это эмоциональное насилие; является формой насилия и сплошная череда шаблонных предсказаний смерти и деградации тем, кто сопротивляется программе. Направление в АА по решению суда – это самое настоящее насилие, ведь порядок в суде поддерживаются с помощью оружия.

Здесь я бы хотел заострить внимание на дефектах характера – эта тема часто обсуждается в группах самопомоощи. Создается впечатление, что в самой атмосфере АА витает нечто такое, что делает людей заносчивыми и недалекими. И чем серьезнее человек принимает программу "12 шагов", тем более странным, непохожим на себя прежнего, он становится. При общении с близкими он все чаще проявляет настоящую жестокость – конечно же, исключительно ради их собственного исцеления и выздоровления…

Десятки тысяч позвонивших нам отчаявшихся людей стали жертвами всякого рода оскорблений со стороны "Анонимных алкоголиков": товарищей по группе; наставников; поддерживающих 12-шаговую программу психиатров и консультантов; судей и врачей-терапевтов. Все эти случаи удивительно похожи, их можно разделить на несколько типов. Но чаще всего встречается навязчивое, внушающее чувство тоски и безысходности утверждение: членство в АА – единственно возможный способ исцеления. Использование угрозы смерти представляет собой универсальный прием в движении АА, при этом заимствуется стиль и целые пассажи из "Большой Книги", предвещающей смерть всем неверам и отщепенцам.

Предостережение типа: "Если ты не сделаешь (того-то и того-то), то непременно выпьешь" – основной постулат группового движения; само собой, подразумевается, что тот, кто пьет, заканчивает свою жизнь "в тюрьме, больнице или приюте для умалишенных". И хотя тому имеется некоторое статистическое подтверждение, происходит это отнюдь не в результате отхода от программы. На самом деле, не исключено, что само по себе предсказание гораздо больше способствует пьянству, чем недобросовестная проработка 12-ти шагов. Жестокая ирония заключается в том, что когда подобное предсказание принимается на веру, а после сбывается, ни для кого не остается сомнений в том, что пьянство явилось результатом человека отхода от программы 12 шагов. Если же человек строго придерживается программы и все же пьет, то это – просто срыв.

Консультирование по вопросам химической зависимости представляет собой профессиональную организацию, созданную движением АА для того, чтобы членам движения было удобнее насаждать "шаги" в общественных учреждениях и комиссиях. Некоторые консультанты по вопросам зависимости могли только мечтать о том, чтобы стать консультантами. Вступив в АА, они получили возможность работать в "хорошей программе" и получать за это "хорошие деньги", поэтому неудивительно, что в целом они не могут похвастаться ни хорошим образованием, ни профессиональными навыками и умениями. Своих клиентов они видят людьми глубоко неполноценными, не умеющими связно выражать свои мысли, и обладающими целым набором дефектов характера, граничащих с социопатией. Подобная философия решительным образом отличает консультантов от профессионалов в области медицины и смежных областей. Они считают, что их клиенты, где бы те ни находились – на улице, на работе, дома, в тюрьме – не заслуживают той же степени уважения и доверия, что все прочие люди, что они всегда будут нуждаться в дополнительном лечении посещении собраний АА.

Они ведут записи приема пациентов, не пряча папки с историями болезни (разве что в самых серьезных случаях), они тратят непомерное количество времени в психосоциальных "экспедициях" по отлову клиентов, интервьюируя их, собирая записи и наблюдения, которые "оценивают" и "доказывают" гипотетическую патологию. Навыки консультирования у этих людей не простираются дальше ограниченных в самих себе 12-ти шагах, а посему создать настоящие терапевтические взаимоотношения они не способны.


Примечания:

  1. Слово «cult», которое использует автор статьи, большинство словарей перводят как «религиозный культ», Скажем, «Большой англо-русский словарь» в двух томах под общей редакцией И.Р. Гальперина (М., Русский язык, 1979) дает следующий перевод слова «cult»: «1. культ, поклонение (божеству)... 2. религиозные обряды 3. перен. преклонение, обожествление...». Однако более современный толковый Cambridge Advanced Learner's Dictionary(Cambridge University Press 2005) дает следующее определение понятия «cult»: 1. религиозная группа, члены которой могут проживать вместе, а их верования считаются большинством людей экстремальными или странными. Словарь, изданный в Оксфорде (Compact Oxford English Dictionary of Current English, Third Edition, Oxford Dictionaries, 2005) приводит похожее определение «...2. небольшая религиозная группа, которая считается странной или в которой действует чрезмерный контроль над членами...». Думаем, нет нужды приводить дальнейшие сравнения в доказательство допустимости использования слова «секта» для перевода английского слова ««cult» в данном контексте. Тем более, что в большинстве европейских языков именно так и происходит: эквивалентом слова «cult» в них являются secte (французский), secta (испанский), Sekte (немецкий). – Прим. ред.
  2. Chaz Bufe, Alcoholics Anonymous: Cult or Cure?, Tucson, AZ: See Sharp Press, 1998.
  3. См., например http://www.apa.org/monitor/julaug04/jn.html, http://www.freedomforum.org/templates/document.asp?documentID=14537.
  4. Rational Recovery: The New Cure for Substance Addiction, Pocket Books, 1996.
  5. "Нар-Анон", "Ал-Анон" – в группы поддержки для родственников людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
  6. Подробнее об этом см. Протоиерей Алексий Бабурин. Идейные корни прозелитической миссии «Анонимных Алкоголиков». Доклад на Круглом столе в Национальном научном центре наркологии 15 декабря 2007 года.
  7. The Small Book: A Revolutionary Approach to Overcoming Drug and Alcohol Dependence (Paperback, 1996)
  8. Так кратко называется основополагающий текст «Анонимных алкоголиков» («Анонимные алкоголики. Рассказ о том, как тысячи рассказ о том, как многие тысячи мужчин и женщин вылечились от алкоголизма», Alcoholics Anonymous World Services, Inc., 1989).
  9. См. http://www.serenitychurch.net/
  10. Американский брокер Билл Уилсон (1895-1971), который в 30-е годы ХХ века основал общество «Анонимных алкоголиков».
  11. Организация, занимающаяся защитой прав человека.
  12. Джеймс Уоррен «Джим» Джонс - проповедник, основатель секты «Народный Храм» (1955), причисленной американским законодательством к деструктивным, запрещенным культам. Свою известность получила после массового самоубийства 913 членов в Гайане в 1978 году.
  13. Дэвид Кореш – лидер секты «Ветвь Давидова». Погиб на 51-й день осады поместья «Маунт Кармел» вместе с более чем 70 членами секты в результате пожара в здании.
  14. Секта, основанная Маршаллом Херффом Эплуайтом. 22 марта 1997 года 37 его учеников совершили самоубийство, чтобы вознестись к НЛО, который якобы следовал за кометой Хейла—Боппа к вратам рая.



[1] Джек Тримпи – основатель движения "рационального выздоровления" (1966). Суть метода – постепенный отказ от употребления спиртного с помощью знаний и навыков, почерпнутых в книгах, видеокассетах, на специальных тренингах и т. д. Основная составляющая его методики – техника распознавания голоса зависимости (AVRT, подробнее см.http://www.narcom.ru/selfhelp/crash.html).

[2] ALCOHOLICS ANONYMOUS WORLD SERVICES, INC. НЬЮ-ЙОРК, 1989

[3] Лечебный центр для страждущих в штате Миннесота.

[4] Амбивалентность – двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства.

[5] Законы многих штатов предусматривают подобные меры в отношении, напрмер, пьяных водителей.

[6] В оригинале – Millenarianism, то есть ожидание конца света, который должен был наступить, по мнению многих, в 2000 году, когда могли выйти из строя все компьютеры на планете. Напомним, что статья Дж. Тримпи написана в конце 90-х годов. Мы сочли возможным использовать при переводе более общий термин – эсхатологизм.

Перевод с английского Елены Иконниковой.


Другие статьи из раздела "Анонимные Алкоголики"


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
Центр психологического лечения алкоголизма "Сенс"

Центр психологического лечения алкоголизма

 
 
Яндекс.Метрика