gototopgototop
Роль спасателя

Статья посвящена одному из свойств созависимых отношений - спасать зависимого от проблем, создаваемых его употреблением. Кто такой пособник? Ловушки для спасателя. Помощь и спасение.


Вспомните одну из характеристик созависимости: Желание заботиться о других, спасать других.

Кто работает в области наркологии, часто слышат от близких больных химической зависимостью: "Хочу спасти мужа (сына)". Созависимые любят заботиться о других, часто выбирая профессии врача, медсестры, воспитательницы, психолога, учителя. Забота о других перехлестывает разумные и нормальные рамки. Соответствующее поведение вытекает из убежденности созависимых в том, что именно они ответственны за чувства, мысли, действия других, за их выбор, желания и нужды, за их благополучие или недостаток благополучия и даже за саму судьбу. Созависимые берут на себя ответственность за других, при этом совершенно безответственны в отношении собственного благополучия (плохо питаются, плохо спят, не посещают врача, не удовлетворяют собственных потребностей).


Спасая больного, созависимые лишь способствуют тому, что он продолжает употреблять алкоголь или наркотики. И тогда созависимые злятся на него. Попытка спасти никогда не удается. Это всего лишь деструктивная форма поведения и для зависимого, и для созависимого.

Желание спасти больного так велико, что созависимые делают и то, что в сущности не хотят делать. Они говорят "да" тогда, когда им хотелось бы сказать "нет", делают для близких то, что те сами могут сделать для себя. Они удовлетворяют нужды своих близких, когда те не просят их об этом и даже не согласны, чтобы созависимые это для них делали. Созависимые больше отдают, чем получают в ситуациях, связанных с химической зависимостью близкого. Они говорят и думают за него, верят, что могут управлять его чувствами и не спрашивают, чего хочет их близкий. Они решают проблемы другого, а в совместно деятельности (например, ведение домашнего хозяйства) делают больше, чем им следовало бы делать по справедливому разделению обязанностей.

Такая "забота" о больном предполагает некомпетентность, беспомощность и неспособность его делать то, что делает за него созависимый близкий. Все это дает основание созависимым чувствовать себя постоянно нужными и незаменимыми.

Созависимые пытаются спасать других потому, что для них это легче, чем переносить дискомфорт и неловкость, а порой и душевную боль, сталкиваясь с неразрешенными внутренними проблемами. Созависимые не говорят: "Это очень плохо, что у тебя такая проблема. Чем я могу тебе помочь?" Их ответ таков: "Я здесь. Я это сделаю за тебя".

Кто такой пособник?

Это любой человек, реагирующий на проявления болезни таким образом, чтобы защитить больного алкоголизмом или наркоманией от переживания полного удара вредных последствий его болезни.

Это человек, не осознающий, что имеет дело с проявлением серьёзнейшего заболевания, обычно реагирует на эпизоды интоксикации следующими типичными откликами:

1. Прощает, ибо поведение ещё не выходит слишком за рамки допустимого.

2. Прощает,   потому   что   видит   оправдание   такому поведению в другой проблеме.

Но, негативные чувства нарастают, и это всё чаще отражается на чувствах пособника. Тот оказывается виновником и объектом таких, например, размышлений:

«Если бы ты относилась ко мне так же внимательно, как относиться к своим друзьям, я бы не пил столько!»

«Я так устаю на работе, а ты ещё давишь на меня!»

«В школе — скука, учителя — дураки, ты — не хочешь понять моих друзей; ну, как тут не затянуть травку!»

«Если бы ты была нормальной и держала себя в руках — и со мной всё было бы о'кей»

Пособник способствует удачному применению претензий больных для своей обороны:

Функция   претензий   —   освободиться   от неосознанных,     давящих     негативных     ощущений     за собственное   поведение   и   переложить   вину   на   другого человека или обстоятельство.

Когда   зависимый    высказывает   свою    претензию, например: «Если бы ты была нормальной, то и у меня бы всё было хорошо», то ни у одного, ни у другого даже и мысли не может возникнуть, что претензия основана на ненависти к себе.  Далее, пособник или отодвигается, оставив того пребывать под вредным воздействием болезни. (часто эту роль выбирают отцы)

Однако, не все пособники могут удалиться от зависимого. Если больной — близкий член семьи или близкий друг, то у его пособника нарастает чувство вины, обиды и порицания. Он начинает чувствовать себя виновным в болезни близкого.

Пособник стремится повлиять на употребление наркотиков или алкоголя такими путями:

  • Запрещая все социальные контакты, когда возможно потребление алкоголя;
  • Неоднократные контролирующие звонки домой для выявления состояния зависимого;
  • Освобождение зависимого от его нагрузок по дому и взятие на себя его обязанностей;
  • Внедрение в служебные и личные дела зависимого и принятие за него решений.

"Спасая" химически зависимого больного, созависимые неизбежно подчиняются закономерностям, известным под названием "Драматический треугольник С. Карпмана" или "Треугольник власти" Если созависимый человек не научится распознавать моменты, когда ему надо быть спасателем, то он будет постоянно позволять другим ставить себя в положение жертвы или контролёра. Фактически сами созависимые, как и зависимые участвуют в процессе собственной деструкции.

Сдвиг ролей в треугольнике сопровождается изменением эмоций, причем довольно интенсивных. Время пребывания созависимого человека в одной роли может длиться от нескольких секунд до нескольких лет, за один день можно двадцать раз попеременно  побывать в роли: спасателя — преследователя — жертвы.

Цель психотерапии заключается в том, чтобы научить созависимых распознавать свои роли и сознательно отказываться от роли спасателя. Профилактика состояния жертвы заключается в сознательном непринятии роли спасателя.

Чтобы разомкнуть порочный круг, остановить карусель, пособник должен получить знания в следующих областях:

  • Стадии развития химической зависимости;
  • Стадии развития «спасательства» или «пособничест­ва»;
  • Личное обнаружение разновидностей своего прист­растного поведения как «спасателя» или «пособника».
  • Научиться разбираться в своих эмоциях, толкающих на подобное деструктивное поведение.

Ловушки для «спасателя»

  • Если вы чувствуете себя виновными в случившемся и постоянно задаете себе вопрос: «Что я упустила, где недоглядела?», знайте: даже ответив на эти вопро­сы, наркоману вы не поможете, а свое состояние ухудшите. Наркоману выгод­ но, чтобы вы ощущали чувство вины. Ему будет тогда легче манипулировать ва­ми, говоря: «Это вы во всем виноваты...»
  • Если вы раздаете долги, сделанные наркоманом, или звоните в школу или на работу, придумывая причины его отсутствия, знайте, что вы способствуете его наркотизации. Беря ответственность на себя, вы снимаете ответственность с него. Он становится безответственным, не годным к жизни в обществе, не умеющим отвечать за свои поступки. Не становитесь ему пособниками.
  • Если вы скрываете от всех беду своей семьи и боретесь с наркоманией в оди­ночестве... Знайте, что вы упускаете время и истощаете свои силы, которые вомногом уходят на то, чтобы скрывать правду и притворяться.
  • Если вы оправдываете его прием наркотиков и его поступки, то становитесь с ним заодно. Здесь недалеко и до пополнения его запасов.
  • Если вы помогаете ему находить причины для употребления наркотиков, согла­шаетесь с его образом жизни, даете ему деньги просто так или взаймы... Поду­майте: зачем вы это делаете? Может, вы уже стали созависимыми?
  • Если вы обещаете ему сделать что-то хорошее в обмен на его обещания бро­сить, то обмен обещаниями станет у вас регулярным и войдет в привычку. Толь­ко вы, в отличие от наркомана, будете выполнять свои обещания, пока вам не надоест. А он вряд ли.
  • Если вы спасаете его от тюрьмы или берете на поруки, то тем самым как бы оправдываете его поведение и даете ему надежду на то, что он может делатьвсе, что хочет, а вы всегда будете его спасать.
  • Если вы устраиваете его на работу, учебу, на курсы и оплачиваете их, это ваше право. Но он вряд ли туда пойдет. Ведь за него все сделали вы...
  • Если вы сами принимаете за него все решения, то знайте, что и выполнять их вам придется самим.
  • Если вы скрываете свои чувства, будь то гнев или радость, разочарование или усталость, не ждите тогда от него честности относительно его чувств.
  • Если вы пытаетесь быть для него всем и чувствуете ответственность за его вы­здоровление, то кто же возьмет вскоре ответственность за вас?
  • Если вы насильно укладываете его в больницу или подсовываете ему таблетки  «втихаря», то знайте, что вы попросту выбрасываете деньги на ветер. Потрать­те их лучше с пользой для себя. Сейчас вам эти деньги нужнее.
  • Если все ценные вещи и деньги у вас в квартире на виду и не спрятаны, а вы считаете, что у него не хватит совести их взять... Не искушайте судьбу. Нарко­маны уносят все - от газовой плиты и стиральной машины до гвоздя в стене.
  • Если вы решили пойти по тому же пути, чтобы облегчить свое состояние, или решили попробовать наркотики, чтобы лучше понять наркомана... Помни­те, что это опасная ловушка. Вдвоем вам выбираться будет в тысячу раз труд­нее. А как показывает опыт - практически невозможно.
  • Если вы не верите в Бога и не знаете, как молиться, не требуйте от него, чтобы он пошел в церковь и принял крещение. Начните с себя.


Получив знания о зависимости  и личное здравомыслие, пособник может начать реагировать на проявление болезни близкого правильно, а не импульсивными эмоциональными реакциями. Такой новый тип взаимоотношений поможет пособнику снять с себя чувство ответственности за употребление близким наркотиков или алкоголя и за его поведение. Обретя это новое чувство освобождения, пособник сумеет прекратить выгораживать и защищать зависимого от последствий его пристрастия.

"Главному пособнику" для выздоровления нужно:
1. снять с себя ответственность;
2. ощутить свои чувства;
3. сосредоточится на себе (своих желаниях и потребностях);
4. осознать свою ответственность перед собой за свою жизнь и позволить другим сделать то же самое;
5. научиться обращаться со злостью, не впадая в обвинения и не приходя в состояние неуправляемости.
Сильными сторонами, которые могут использоваться в выздоровлении, являются способность давать подпитку, любить, отдавать.

Следует отличать помощь от спасения

Подбери пчелу из доброты, и ты узнаешь, чем плоха доброта. Пословица суфиев

Из десяти вылеченных мною только один поблагодарил меня.

Приписывается Иисусу Христу

Это выбор способа приобрести то, чего недостаточно для до­стижения цели. Недостающими могут быть силы, время, умения, навыки, способности, а так же безопасность, принятие, любовь.


ПОМОЩЬ

Вы можете оказать помощь без ущерба для себя.

Предполагает, что человек сам готов при­нять помощь.

Если человек оказывает помощь, то она является допол­нением к действиям того, кто нуждается в помощи.

Возможность из­бежать роли спасителя и последующего возмездия.

Обеспечивает возможность действовать самому че­ловеку, который принимает у него помощь

Стремится к тому, чтобы его помощь не была основным вкладом в достижение цели этого человека, учитывая ее адекватный размер.

Следит за тем, чтобы на нем не лежала ответ­ственность за достижение цели того, кому он помогает.

Немедленно отказывается от оказания помощи в двух слу­чаях. Первый случай — если его участие в достижении цели ста­новится слишком весомым или приводит к бездействию того, кому он помогает. Второй случай — когда возникает его ответственность за результат.

Отказывая в оказании помощи, человек не испытывает отрицательных эмоций и не формирует ограничи­вающих убеждений типа «нельзя помогать вообще», « все и я черствые и бездушные». Отказ предоставить помощь он расцени­вает по одному из следующих вариантов. Причиной отказа может быть отсутствие желания. Как результат собственной неубедительности. Наконец, могут просто отсутствовать возможности оказать помощь.

Оказывает ее только тогда, когда просят о ней, то есть когда инициатива исходит от того, для кого , помощь предназначена.

Оказывая помощь, получает воз­можность почувствовать, увидеть, ощутить свои возможности, показать свои способности.

Когда человек оказывает помощь, он никогда не рассчитывает на ее повторение, продолжение.

Помощь подразумевает бескорыст­ность.

СПАСЕНИЕ

Помогая людям, вы почти всегда делаете их зависимыми, беспомощными и неблаго­дарными.

Вы навлекаете на себя их возмездие.

Вы подвержены большому риску оказаться зависимыми от тех, кто кажется вам нуждающимся в вашем благодеянии.

Ваши действия заменяют и запрещают действия спасаемого. Взаимодействие осуществляется для того, чтобы обязать другого человека бездействовать и все сделать за него самому.

Спасение обеспечивает власть над другими людьми за счет их бездействия.

Спасение делает все, чтобы взять на себя всю ответственность у того, кому он помогает.

Спасатель агрессивно и назойливо предлага­ет свои услуги или требует оказания услуг ему самому. В случае отказа от спасения он стремится к насильственному его осуще­ствлению.

Спасатель действует, жертвуя собственными истинными целями. Он тратит все силы, все вре­мя и всего себя ради того, чтобы помочь кому то.

Спасатель сознательно поощряет и раздувает в своих жертвах стремление к бездействию и беспо­мощности.

Спасатель требует призна­ния его власти и сохранения зависимости спасаемых.

при условии, что они останутся неблагополучными, намеренно акцентирует внимание на соб­ственном превосходстве и их недостатках. подавляет лю­бые попытки изменить ситуацию. Он разрушает стремление своих жертв начать действовать самостоятельно. В таких слу­чаях он указывает на их недостатки еще сильнее настаивает на том, чтобы принимать его спасение. оказывает спасае­мым такие услуги, которые не позволяют им стать самостоя­тельными и лишают возможности обрести собственные силы и умения.

Спасатель упрекает своих жертв в неблагодарности, легкомыслии. акцентирует внимание на бывших, настоящих и предполагаемых неудачах. При этом он преуве­личивает значение и размер неудач и недостатков. Не хочет лишиться своей власти.

Спасатель манипулирует, основываясь на особенностях других людей. становится открыт для манипуляций. Мишенями для чужих манипуляций становятся те его особенности, которые он исполь­зует при собственных манипуляциях. Его используют в своих целях те, кто готов дать ему иллюзию власти. Они не прощают спасателю недоделанное. Они безжалостно критикуют и беспощадно обвиняют его за «недо­данное спасение».

Спасатель одно­временно выбирает роль жертвы. Он становится жертвой тех, кого спасает.

Спасатель теряет возможность идти к своим истинным целям. В одних случаях он тратит силы на спасение других и при этом впадает в зависимость от их бес­помощности. В других случаях он сознательно атрофирует соб­ственные способности и при этом единственное, что делает, — это принимает то, что ему могут дать со стороны.

Образ: змея, жалящая пригревшего ее человека; тонущий че­ловек, тянущий за собой спасателя, сыр, лежащий в мыше­ловке; заколдованная спящая красавица, которая зависит от поцелуя принца.

Вопрос Эти действия направлены на помощь или на спасение?

Ограничивающее убеждение (иллюзия): Нужно принимать все, что позволяет бездействовать самому. Нужно давать тем, кто ничего не делает сам.

Действительность: Нужно принимать все, что помогает дей­ствовать самому. Нужно давать только тем, кто нечто де­лает сам и полезен этим.

Призыв: Используйте помощь, избегайте спасения! Оказы­вайте помощь, только если это нужно и безопасно для вас! Не финансируйте пороки! Не давайте и не принимайте дары!

Инструкция: Попросите о помощи так, чтобы получить то, чего вам не хватает для достижения цели, и при этом не пе­рейти в роль спасаемого. Избегайте ситуаций, в которых вам приходится спасать людей.

Домашнее задание:

  1. Вспомните и опишите течение зависимости в вашей семье.
  2. Как Вы играли роль «спасателя»? Опишите слои чувство в роли «пособника».
Владимир Иванов, медицинский психолог, гештальт-терапевт (тренер), мастер социальной работы  http://www.ivanov-v.kiev.ua/


 
 
Яндекс.Метрика